Ухудшение экономического климата в Азии

книги бесплатно Чтобы не допустить сокращения поставок арабской нефти, правительство Японии объявило, что оно поддерживает резолюции ООН, требующие ухода Израиля с оккупированных территорий. Указанное решение было принято без консультаций с Вашингтоном, о чем заявил генеральный секретарь кабинета министров С. Никайдо. Стремясь закрепиться на арабских нефтяных рынках, Япония согласилась предоставить кредиты Египту: 400 млн. долл. на восстановление Суэцкого канала, около 500 млн. долл. на строительство завода по производству сжиженного газа, а также значительные кредиты Ираку, Саудовской Аравии, Абу Даби и другим арабским странам на сооружение нефтепроводов, на разведку нефти, на строительство нефтехимических комплексов и т. д..

Все это осложняло японо-американские союзнические отношения. Сильный крен Японии в сторону нефтедобывающих стран отмечался и ранее. Уже в 1972 г. больше половины заграничных капиталовложений страны направлялось на обеспечение нефтью (страны Ближнего и Среднего Востока), 15% капиталовложений — в страны Юго-Восточной Азии (нефть, медная руда, бокситы), по 10% —в Австралию и в страны Латинской Америки (медная и железная руды) и 8%—в США и Канаду (медная руда, уголь, газ, шкель, бокситы, уран).

Стремясь решить задачу нахождения «независимых источников» получения сырья и топлива, правительство в 70-х годах еще более расширило политическую и финансовую поддержку деятельности японских фирм, взяв на себя значительную долю расходов. Для поддержания частных фирм и финансового участия в них государства в конце 1972 г. была основана частно-государственная компания «Оверсиз инвестмент», а весной 1973 г.— общенациональная нефтяная компания «Оверсиз ойл девелопмент». Нехватка нефти в стране,— говорил министр внешней торговцев и промышленности Нака-сонэ,— становится с каждым годом все более острой. Необходимо прилагать усилия повсюду: на севере, на юге, на востоке и западе. Сейчас эта проблема становится проблемой самого существования государства».

Однако еще большую тревогу в деловых и правящих кругах Японии вызывало ухудшение для нее «климата» в Азии.

О том, каких значительных и опасных для Японии масштабов достигло недовольство в азиатских странах экспансионистской политикой Японии, свидетельствовал визит в эти страны в январе 1974 г. премьер-министра К. Танака. Визит был запланирован как «миссия дружбы» Накануне отъезда К. Танака заявил на пресс-конференции, что он «постарается разъяснить руководителям азиатских стран новую политику Японии в области оказания помощи, обсушит с ними различные вопросы, начиная от освоения нефтяных и газовых ресурсов до проекта создания „рисового банка", расширения „Азиатского банка развития" и азиатского проекта строительства шоссейных дорог».

Танака был хорошо информирован о трудностях, с которыми он мог столкнуться во время визита. Общество по изучению Юго-Восточной Азии представило правительству отчет, в котором указывало, что так называемая «экономическая дипломатия» Японии вызывает в азиатских странах «большое раздражение» и является причиной «возникновения стойких антияпонских настроений».

Прием, оказанный Танака в Малайзии, Таиланде, Сингапуре, на Филиппинах и особенно в Индонезии, превзошел самые худшие ожидания. Пресса этих стран резко критиковала Японию за «экономический империализм». Антияпонские демонстрации во время пребывания премьер-министра в этих странах вынудили его в ряде случаев сократить свой визит. В Индонезии такие демонстрации приняли форму погромов японских учреждений, а также магазинов и контор сотрудничающих с японцами китайских фирм. 

«Сотни тысяч индонезийцев вышли на улицы, сжигая, громя и ломая на своем пути все предметы, имеющие то или иное отношение к Японии,— сообщало агентство Кёдо.— Демонстранты рвали японские флаги, жгли машины японского производства, били стекла в магазинах, принадлежащих японским торговцам. Они атаковали автобус с японскими туристами и преследовали японских фоторепортеров... Перед лицом нарастания волны антияпонских беспорядков индонезийское правительство ввело в стране военное положение». Избегая встречи с демонстрантами, Танака вынужден был на вертолете добираться до аэродрома из резиденции президента Сухарто, с которым он встретился накануне отъезда на родину.