Четвертый пятилетний «план обороны» Японии (1972—1976)

Подчеркивая экономический аспект своей политики, японские правящие круги продолжали одновременно неуклонно наращивать военный потенциал страны, укрепляя союз с США. Отклонив в 1971 г. выдвинутую Лэйрдом идею создания "тотальных сил", в 1975 г. на переговорах с министром обороны США Дж. Шлесинджером японские руководители "обнаружили готовность выработать новую систему взаимосогласованных с США общих принципов по вопросам обороны".

В 1972 г. Япония приступила к выполнению своей четвертой программы вооружения, которая представляла собой продолжение и дальнейшее развитие трех предыдущих программ. На ее реализацию было уже ассигновано 5800 млрд. иен (15 444 млн. долл.). Военные расходы страны, таким образом, снова увеличивались более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим пятилетием (2340 млрд. иен). В результате Япония вышла на седьмое место в мире по расходам на военные цели.

К подготовке этой программы военное ведомство Японии (в сотрудничестве с Пентагоном) приступило уже в начале 1969 г. В основу ее разработки, как сообщалось в японской печати, была положена идея перестройки вооруженных сил в соответствии со стратегией самостоятельности, с принятием ответственности за оборону Окинавы и совершенствованием структуры "войск обороны" с учетом "китайского фактора". В соответствии с указанием начальника УНО Я. Накасонэ, сообщала "Токио симбун", четвертый "план обороны" разрабатывается с учетом не только военной мощи КНР, но и ее дипломатии, состояния экономики, науки и техники.

Политика милитаризации страны, проводившаяся маоистским руководством Китая, создание и накопление им ядерного потенциала, модернизация и расширение военно-морского флота, гегемонистские устремления маоистов — все это несомненно продолжало оказывать стимулирующее воздействие на вооружение Японии: японские правящие круги видели в маоистском Китае, в его лихорадочной милитаризации растущую угрозу не только позициям Японии в Азии, но и угрозу ее собственной безопасности. Как и прежде, это служило аргументом для увеличения расходов на вооружение, на реализацию планов обороны.

В ходе осуществления четвертой программы вооруженные силы Японии получили сотни военных самолетов новейшей конструкции, два вертолетоносца, до 200 современных военных кораблей общим водоизмещением 245 тыс. т, более 1 тыс. танков и большое число боевых ракет различных типов. Была запланирована разработка 200 новых видов боевой техники для "войск обороны". Огневую мощь японской дивизии к концу пятилетки было намечено довести до 30-кратного превосходства в сравнении с огневой мощью прежней дивизии императорской армии, значительно большей по своему численному составу. 

90% ассигнований направлялось на закупки вооружения и военного снаряжения отечественного производства. "Четвертый пятилетний план,— по выражению газеты "Асахи",— был призван нарастить мясо на скелет японских вооруженных сил. Соответственно увеличились ассигнования на оборону". Так, на 1976 г. (последний год пятилетки) на эти цели было ассигновано 135 млрд. иен (5041 млн. долл.), т. е. на 13,9% больше, чем в 1975 г.

В феврале 1974 г. в составе японских ВМС находилось 15 подводных лодок. Решался вопрос об обеспечении морских операций быстроходными танкерами, ремонтными судами, плавбазами подводных лодок и транспортами для десантных войск, писала "Тойо кэйдзай". Наметки четвертого пятилетнего "плана обороны" исходили из задач обеспечения дальних морских коммуникаций Японии.

Были внесены изменения в структуру вооруженных сил страны. Так, в 1970 г. в рамках Объединенного комитета начальников штабов был создан отдел разведки, в 1971 г.— Институт стратегических исследований "в целях сбора и анализа информации и данных, касающихся обороны страны, на основе которых должна была разрабатываться перспективная оборонная политика". 

Были созданы пять военных училищ и военно-медицинский колледж. В Совет национальной обороны под председательством премьер-министра были введены дополнительно: генеральный секретарь кабинета министров, начальник полиции, руководитель научного управления УНО.